
Русская северная отсушка
«[На соль и солью бросать.] Выстану не благословесь, пойду не перекрестесь, пойду не из дверей во двери, не из ворот в ворота, в цистоё полё. В цистом поли в этом нету озёрки; на леву руку перейду, на левой руки стоит дом. В этот дом зайду нижным бревном. В этом доми мустовицины не обделаны, в етом доми не жывёт Присвятая Богородиця: жывут все некрещоные. В етом дому три мустовицины. На первой мустовицины две жыхорици, на другой мустовицины два огненных питуха, на третьёй мустовицины жывут кошка да собака. Эти две жыхорици ципаютси и глудаютси во всяку минуту и во всякой цяс. На другой мустовицины два огненных питуха, как они сойдутси, так и клюютси. И так клюютси до капли крови. На третьёй мустовицины кошка да собака, так они, как сойдутси, так и ципаютси. Так у их на вси стороны шерсть литит. Я в етом дому стояла за стиной, не зачёсана; они миня не видили.
Иван да Катерина сошлись, так бы они жыли, как жыхориця с жыхорицей и как питух с питухом и кошка с собакой. А миня рабу за стѣной не видили. И выду я, раба, из етого дому, пойду из етого дому на восток. На востоки соньцё не пикёт, и к етой Катерины Иван не пристаёт. И подземельные клюци никто не видит, как они кипят, и к етому Ивану и Катерины не можот ни первой целовек, ни послиднёй, никто не можот этих молодых свести. Амин, амин, амин»
Этот текст называют по-разному — отсушка, отсуха, остуда или остудный заговор. В противоположность присушкам, то есть заговорам на любовь, отсушки имеют совершенно другой смысл: если враг или недоброжелатель хочет разлучить влюбленных, он идет к колдунье и просит, чтобы она прочитала этот текст.
Нашу отсушку записали в селе Красном Олонецкой губернии, недалеко от современного города Пудож. Ее впервые опубликовал финский и российский исследователь Вильо Мансикка в начале XX века. Кто рассказал этот текст, неизвестно, но, судя по всему, это был человек знающий. В фольклористике жанры принято делить на активно-коллективные, их знают и могут использовать многие (например, магические способы успокоить плачущего ребенка), и пассивно-коллективные, они доступны немногим (например, исполнение эпоса). Эта отсушка относится к последним, то есть прочитать ее могли только те, кто владел знатьём (магическим знанием). В деревнях и сельской культуре существовали специальные люди, их называли по-разному: колдуны, колдуньи, знатки. Считается, что они получали знание несколькими путями. Например, есть страшный способ: нужно прийти к колдуну, тот позовет в баню в полночь. Там будет огромная лягушка — нужно войти в ее пасть (естественно, сняв нательный крест). Иногда люди получали подобные знания, топча распятие или даже икону. Это то, что сейчас называется черной магией, то есть получить помощь Сатаны или демонов можно, только отринув истинное христианское знание. Однако были и другие способы. Например, колдун мог передать свое знатьё перед смертью, взяв за руку человека — родственника или просто кого-то более молодого. Если колдун не передал знатьё, ему нужно было наговорить слова на веник и бросить его в реку — это называется «наговорить и знатьё на веник». В противном случае, умирая, он бы долго мучился. Рассказывали, что можно увидеть, как это происходит. Нужно было прийти к гробу или постели умирающего колдуна, повернуться к нему спиной и посмотреть между своих ног. Тогда можно было увидеть, как черти рвут тело колдуна на части, залезая внутрь него. В некоторых случаях знатьё передавалось по наследству, то есть от бабушки к внучке или от деда к внуку (иногда к сыну). Люди, которые принимали знатьё, должны были обладать замечательной памятью. Это тоже довольно важный аспект реальности: нужно было запоминать все сразу и на слух. Конечно, есть еще мифологический способ обретения знатья: считалось, что первый и последний ребенок в семье могут с рождения обладать магическими способностями.
Отсушка структурно устроена так же, как присушка, но действие в ней происходит как бы наоборот. Если в текстах заговоров, которые должны лечить или помогать, человек выходит благословясь и перекрестившись, то здесь все совершенно по-другому. Человек выходит «не благословесь», «не перекрестесь», идет не дверями, идет не в дом, а, наоборот, в чистое поле. В чистом поле нет воды, он переходит не на правую сторону, а на левую (лево — это плохо) и заходит в некоторый дом. Здесь первая интересная вещь: он заходит «нижным бревном». В вариантах этого заговора иногда указано, что нужно заходить ходом «мышиным» или «собачьим», а не человеческим, то есть заходить через ходы для мышей или других животных. В этом доме «мустовицины не обделаны». «Мустовицины» — это диалектное слово, а мы знаем слово «мостовина», или «мостовица», — доски для настила. В отсушке их не касалась рука человека, они никак не обделаны и не остроганы. В доме, конечно, «не жывёт Присвятая Богородиця». Это может означать две вещи: либо там нет икон, либо там не молятся. Главное, что в этом доме «жывут все некрещоные».
На одной мостовице — «две жыхорици». Это еще одно очень красивое северное русское слово: жихарем, жихаркой, жихарицей часто называли либо домового, либо обдериху — мифологического персонажа, который обдирает кожу с человека в бане, если тот приходит мыться не вовремя (в полночь). На другой мостовице — два огненных петуха, а на третьей — кошка и собака. Это тоже любопытно. Обдериха сдирает кожу, петухи всегда драчливы, а кошка и собака все время дерутся между собой. Намерение заговора — в том, чтобы мужчина и женщина стали похожи на этих персонажей. Дальше мы видим, что все реализуется: петухи клюются, жихарицы щипаются и «глудаются», то есть буквально глодают друг друга. Кошка и собака как сойдутся, так тоже дерутся. И тут появляется образ колдуньи. Она стоит за стеной, ее никто не видит. Интересно, что она «не зачесана», то есть ее волосы не убраны. У женщин была либо девичья коса, либо платок после замужества — простоволосые девицы всегда вызывали некоторое подозрение. Колдунья говорит, что, когда Иван и Катерина сойдутся, так они и будут жить как две демонихи, которые дерутся, как петух с петухом, как кошка с собакой, а колдунью не увидят. Эти слова нужны для того, чтобы никто не узнал, кто прочитал отсушку и навел порчу на жениха и невесту.
Соль в этом тексте неслучайна. Именно на нее наговаривалась отсушка. Соль — это и ценный, и обыденный объект, она используется в ритуалах и всегда нужна в доме. Значение соли в этом заговоре подчеркивается известной приметой: рассыпешь соль — к ссоре. Человек должен был взять эту соль у колдуньи и посыпать ей еду супругов (или просто разбросать рядом с их домом).
Дальше колдунья выходит из дома и идет на восток. Снова перед нами перевернутый мир: на востоке солнце не печет, а «к етой Катерины Иван не пристает». Здесь говорится «пикёт», или «печет», потому что любовь тоже описывается в значении «их припекает». Мужчину и женщину ничего не печет, Иван к Екатерине не пристает, то есть нет не только любви, но и желания.
В конце колдунья говорит следующее: «…ни первой целовек, ни послиднёй, никто не можот этих молодых свести». Мы помним, что колдовать мог либо первый, либо последний ребенок в семье, но здесь никто не смог бы переговорить эти слова. Любопытно, что завершается отсушка зааминиванием: «Амин, амин, амин». Перед нами как будто сакральный текст — он выстроен как стандартный заговор похожий в том числе на молитву, но семантика его абсолютно противоположна.