Как обряды влияют на экономику

Как обряды влияют на экономику

Как обряды влияют на экономику

Магические обряды могут помочь в бизнесе – к такому выводу пришла группа исследователей, изучив поведение африканских торговцев пивом. Правда, помогает магия лишь тем, кто в нее верит: они начинают вести себя рациональнее. Еще лучше их бизнес шел бы, если бы они не верили в волшебство вовсе. Но когда формальные институты слабы, а доверие в обществе низкое, люди пытаются защититься с помощью неформальных институтов, пусть даже это лишь ритуалы. В таких обществах люди часто завидуют друг другу, в них сильнее распространены суеверия, например вера в сглаз.

В макроэкономической литературе вслед за Максом Вебером уже давно признается потенциальное влияние культуры – и особенно религии – на экономический рост, пишут авторы работы «Бог страхует тех, кто платит?». Куда беднее литература о влиянии традиционных религий бедных стран на экономическую деятельность их жителей. Группа ученых из Африки, Америки и Европы решила восполнить этот пробел, изучив влияние традиционной африканской религии на поведение предпринимателей в Демократической Республике Конго.

Кто авторы

Несколько лет они ежедневно собирали информацию о деятельности продавцов пива в трех районах провинции Северное Киву. Напиток продают почти везде, а бизнес этих предпринимателей схож, что позволяет сравнивать их финансовые результаты, объяснили авторы исследования свой выбор. Сначала в эксперименте принимал участие 81 продавец, потом их количество сократилось до 44 человек из-за конфликта в регионе.

Участников эксперимента снабдили смартфоном для ввода данных и солнечной батареей для его зарядки, при этом ученым пришлось научить продавцов пользоваться телефонами. Каждый из них получил $30 за участие в эксперименте, им оплачивали телефонную связь и проезд до районов с мобильным покрытием. Чтобы убедиться в том, что участники корректно вводили данные, члены исследовательской группы еженедельно звонили каждому из них.

С июля 2015 г. по ноябрь 2017 г. продавцы пива передавали информацию о ценах, количестве проданных и закупленных бутылок, запасах и кражах. А еще их спрашивали, сколько они потеряли из-за отсутствия запасов и насколько высокими считали риски быть обворованными. На следующем этапе эксперимента с его участниками был проведен за счет исследователей «защитный ритуал» от воровства. Шаманов отобрали, опросив местных вождей и старейшин. Во время ритуала шаман взывал к предкам племени, просил о защите, сопровождая это пением и танцами. В конце ритуала человек получал амулет, который, как ему обещали, на несколько недель защитит его при соблюдении определенных условий.

Для части торговцев это было не впервой – они уже прибегали к магии, чтобы получить защитный амулет. Поэтому авторы исследования разделили участников эксперимента на две группы: на тех, кто верит и не верит в эффективность обряда, причем верящих оказалось больше – две трети.

Духи помогли!
Оказалось, что ритуал действительно подействовал на бизнес участников эксперимента. До его проведения предприниматели сильно преувеличивали вероятность кражи – особенно те из них, кто верит в сверхъестественные силы. После обряда эти участники эксперимента начинали чувствовать себя более защищенными. До обряда они оценивали вероятность кражи в 8,9%, после него – в 5,2%, что, впрочем, все равно гораздо выше фактического риска – около 0,9%. То есть ритуал скорректировал предвзятость убеждений участников эксперимента, верящих в эффективность обряда, и помог им точнее оценить вероятность кражи.

Неверующие безопаснее себя чувствовать после ритуала не стали, они и так относительно рационально оценивали угрозу. Более того, им ритуал лишь навредил: они стали больше бояться воров. Это могло объясняться тем, что им пришлось поехать на место обряда и за это время их могли обокрасть.

Став меньше бояться краж, верящие в ритуал продавцы пива увеличили запасы. До обряда они не рисковали хранить много товара, поэтому несли убытки из-за систематической его нехватки и даже рисковали разориться. После ритуала они стали реже сталкиваться с дефицитом. Среди неверующих такого эффекта не наблюдалось.

Торговцы, верящие в обряд, смогли не только уменьшить потери, но и увеличить продажи, а с ними и свой доход. Эффект начинал проявляться через несколько дней после ритуала и держался в течение нескольких недель. Причем увеличение дохода происходило именно за счет роста продаж (на 5–11%, или на $0,55–1,2 в день), а не цен.